Археологические памятники

 

 

Городище у д. Ишутино

Расположено в 1.5 км к западу-юго-западу от деревни, мыс правобережной террасы реки Красивая Меча (правый приток р. Дон). Площадка подтреугольная в плане, размер 190х140 м, высота над рекой 30 – 35 м. С напольной северо-западной стороны зафиксированы вал высотой до 2.5 м и ров перед ним глубиной до 2 м. Культурный слой имеет толщину от 0.4 м в центральной части площадки до 1.25 м у вала. В его верхнем горизонте встречены немногочисленные фрагменты гончарной керамики 13 – 14 веков. Основная масса материалов относится к позднесарматскому времени.

В слое и сооружениях найдены железные наконечники стрел, нож, бронзовый наконечник ремня, фрагменты зеркал, костяные предметы, глиняная пряслица, стеклянные бусины, пронизь из «египетского фаянса» в виде лежащего льва, фрагменты лепной и гончарной посуды (кувшины, миски, горшки) и др. Исследованы остатки наземной постройки с открытым очагом из плоских известняковых камней. Комплекс находок позволяет датировать городище в рамках 2-ой половины 2 в. – 1-ой половины 3 в. н.э. До горизонта — зелень тульских лесов и огромные песчаники. Когда-то здесь было древнее поселение, но как оно называлось, историки только догадываются.

Сегодня это место называется Ишутинское городище по местонахождению недалеко от него деревни Ишутино. Если же рассказывать про городище, то никаких достоверных данных нет. По легенде на месте городища раньше стоял город, но никто не знает как он назывался. В предании говорится, что крымские татары часто совершали набеги на Русь. Многие русские города и сёла были ограблены и сожжены, а их жители взяты в плен или просто убиты. И только служилые люди Ишутинского городища избегали этой участи. Когда татары однажды ворвались на городище, то там никого не было: ни людей, ни запасов пищи. Только угли ещё теплились в печах, ведь час назад здесь ещё были люди. Татары обыскали всё вокруг, но никого не нашли, не было ни одного беженца. Суеверные татары были в испуге и быстро оставили городище. А через некоторое время люди опять появились здесь. И так было каждый раз, когда появлялись татары. Загадка исчезновения людей так до сих пор не разгадана. Но есть мнение, что где-то на территории городища была потайная пещера, куда и прятались люди во время нападения врагов, но она также не обнаружена.

Вообще разгадать тайну Ишутинского городища пытались всегда, особенно жители соседних сёл. Так, например, сохранились сведения, что ещё в 70-е годы 19 века житель села Слободского, казённый крестьянин Иван Иванович Белов, убеждённый в достоверности народного предания, вёл самостоятельно раскопки на Ишутинском городище. Но его поиски остались безрезультатными. Теперь здесь любят отдохнуть уставшие от городской суеты трудящиеся.

 image001  image005 image007

Живительный родник в с. Тюртень

В 16 км от города Ефремова есть маленькая деревушка Тюртень с красивым храмом на окраине. За церковью находится святой источник с купальней, которому покровительствует Казанская икона Божьей Матери. По преданию на берегу речушки Колотовки молодая девушка нашла икону Казанской Божьей Матери. Своего храма в Тюртени не было, потому икону отправили в ближайшую церковь в деревню Круглое. Но икона не один раз возвращалась туда, где была найдена. На месте явления была построена часовня, на противоположном берегу был выстроен деревянный храм.

Со временем, из-за ветхости деревянной церкви на противоположной горе была построена другая, из дикого камня (сейчас на её месте старое кладбище). Третья, каменная, ныне существующая церковь, была построена в 1802 году князем Петром Ивановичем Одоевцевым. Вместо древней часовни на месте явления иконы, в 1848 году стараниями управляющего именьями Ланских помещика Михаила Афанасьевича Левачова была построена каменная часовня, покрытая железом. А на том месте, где была обнаружена икона, забил источник.

Ежегодно 21 июля в религиозный праздник Казанскую стекаются верующие из Тульской, Рязанской, Орловской и Липецкой областей до 5 тысяч и более человек. Потому что вода из Свято-Казанского источника целебная. Говорят, искупаться в источнике — значит избавить себя от простуды минимум на полгода. Дети, растущие на тюртеньской воде, практически не болеют. Тюртенские женщины утверждают, что от умывания этой водой кожа молодеет! Секрет источника в Тюртени был раскрыт несколько лет назад: специалисты обнаружили в составе родниковой воды повышенное содержание серебра. Поэтому она не только необыкновенно вкусная, но и сохраняет свою свежесть долгое время.

 image011 image015

Городище у д. Дубики

Находится в 0.3 км к юго-востоку от деревни, мыс левого коренного берега реки Красивая Меча (правый приток р. Дон) при устье оврага. Площадка размер 65х35 м, высота над рекой 40 – 45 м. С напольной северо-восточной стороны зафиксированы два вала высотой 1.5 и 0.8 м и ров между ними глубиной 1.5 – 2.0 м. Исследовано (Ю.Д. Разуваев, 1983 г.) 72 кв. м.

Культурный слой толщиной 0.15 – 0.30 м. Керамика лепная, с примесями дресвы, шамота и песка в глиняном тесте, без орнамента или с защипами по краю слабоотогнутого венчика и сквозными проколами под ним, отнесенная к раннему железному веку, лепная роменско-боршевского типа и гончарная древнерусская. Выявлены две хозяйственные ямы и кострище. Коллекция в музее Воронежского госуниверситета.

Курганский могильник у д. Вязово

Около 100 м к юго-востоку от юго-восточной окраины села, правый коренной берег реки Красивая Меча (правый приток р. Дон). Насчитывал 65 насыпей, располагавшихся тремя компактными группами (северная, центральная и южная). Каждая группа включала один сравнительно крупный и несколько небольших курганов. Исследовался А. П. Медведевым в 1980, 1981 и 1983 гг. Раскопано 59 курганов с одиночными захоронениями в неглубоких подкурганных могильных ямах подпрямоугольной в плане формы, как правило, располагавшихся под центром насыпи, ориентированных в направлении северо-восток – юго-запад. Внутри могильных ям прослежены следы обкладки стенок деревом, обмазанным глиной, а также поперечные канавки на дне, имевшие, вероятно, отношение к внутримогильной конструкции.

Большинство погребений совершено по обряду трупоположения. Погребенные были положены вытянуто по спине, преимущественно с северо-восточной ориентировкой. Встречены три трупосожжения, совершенные в таких же, что и при трупоположениях, могильных ямах, имевших ту же ориентировку. Сожжения совершались на месте захоронения. Заполнение могильных ям с остатками кремаций состояло из остатков обгоревших деревянных внутримогильных конструкций и обожженой до красноты глины, спекшейся в комки. Как при мужских, так и при женских погребениях найдены лепные горшки преимущественно тюльпановидной формы и чернолощенные миски сарматского типа. В одном из погребений находился гончарный сероглиняный кувшин нижнедонского производства. Сосуды ставились как на дно могил, так и у их края.

Среди других находок из мужских погребений следует отметить предметы вооружения и конского снаряжения: длинные мечи со штырем для рукоятки, кинжалы, наконечники стрел и копий, прядки поясные и от сбруи, удила, в том числе с псалиями, концы которых были украшены деревянными дисками, обложенными золотой фольгой. В женских погребениях, кроме керамики, найдены разнообразные по форме постовые, стеклянные, каменные и янтарные бусы, подвеска из египетского фаянса, фибулы и другие украшения. Находки сильнопрофилированных фибул боспорского типа позволяют датировать могильник 2 – нач. 3 в. н.э.